Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью О проекте Карта сайта Электронная почта
Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ежемесячная библиотечная газета о молодёжи и для молодёжи
Электронная библиотека 'Молодежь России'
Вопрос-ответ
Библиотеки и молодёжь (зарубежный опыт)
 
Зарубежные периодические издания
Зарубежные периодические издания The Official Journal of the Young Adult Library Services Association, Volume 9 Number 2 Лаура Пеовски «Стратегии продвижения библиотеки в интернете для привлечения современной молодежи»

Стратегии продвижения библиотеки в интернете для привлечения современной молодежи

Лаура Пеовски Хорн
YALS, V9, №2, PP. 24–27

Лаура Пеошски Хорн (Laura Peowski Horn) в данный момент стажируется в качестве библиотекаря, работающего с подростками в публичной библиотеке Фармингтона, штат Коннектикут. Лаура получила степень магистра библиотечных наук в Колледже Симмонс (Бостон, Массачусетс). Она является главой комитета Молодежной недели новых технологий (Teen Tech Week) и состоит в Комиссии по разработке специализированного пространства для подростков.


Мне повезло, что я библиотекарь, работающий с подростками. Моя библиотека, располагается по соседству с единственной средней школой в городе. Каждый день после учебы сюда приходят от двадцати до сорока подростков, а когда я провожу какие-либо мероприятия, то их посещает от пятнадцати до двадцати пяти человек. При этом я редко вижу этих подростков увлеченно разглядывающими полки с книгами. Многие из них не являются большими читателями. Во всяком случае, они не считают себя таковыми, потому что любят читать не книги, а только журналы или статьи в интернете. Другие утверждают, что им нравилось читать в детстве, но с возрастом книги перестали быть для них интересными.

Что уже не ставится мной под сомнение

Когда я только начала проходить стажировку в публичной библиотеке Фармингтона, я все время старалась пробудить интерес к библиотечной коллекции среди подростков. Я всячески пробовала вовлечь всех моих посетителей в разговор о книгах, которые им нравятся или не нравятся, помогала им в поиске книг. Но мой пыл угасал, когда большинство подростков отвечали, что они не любят читать, и возвращались к своим страничкам в Facebook. Я не могла понять, что они тогда делают в месте, полном книг. Я думала, что каждый, кто приходит в библиотеку, любит читать. Когда я была подростком, я ходила в библиотеку для того, чтобы взять книги или подготовить школьные задания, но не для того, чтобы просто посидеть за компьютером. То, что я наблюдала в библиотеке, не укладывалось у меня в голове. Разумеется, в магистратуре мы обсуждали подростков, которые приходят в библиотеку, чтобы потусоваться, но если честно, я не верила, что такое бывает на самом деле.

В тот же момент, когда я осознала, что многие мои посетители не являются привычными читателями, я заметила, что всех их можно разделить на несколько групп. Некоторые подростки просто проводили здесь время в компании друзей, другие – за компьютером, третьи – играли в видеоигры или делали домашнее задание. Но при этом я отметила для себя и то, что показатели выдачи книг подросткам были достаточно высоки. Значит, подумала я, должна быть и группа подростков, которая ускользнула от моего внимания. Поэтому я предположила, что смогу встретить этих подростков, организовав вечеринку летнего чтения. В день вечеринки около двадцати пяти подростков появились у меня в библиотеке. Самое смешное, что меньше половины из них принимали участие в наших программах летнего чтения ранее. Большинство пришедших на вечеринку подростков оказались моими постоянными посетителями после школы. В связи с этим я была вынуждена признать, что существовала группа подростков помимо пришедших, которые не воспринимали библиотеку как место для тусовки. Это также могло означать, что они не хотят просто тусоваться в библиотеке или, что у них нет возможности посещать библиотеку после школы.

Независимо от того какие цели ставятся при организации мероприятия по привлечению читателей, люди, работающие с подростками, знают, что достучаться до них не так-то просто. И даже когда вам кажется, что вы охватили своим вниманием всех, вы вдруг осознаете, что есть и другая группа, скрывающаяся среди книжных стеллажей. Библиотекарям необходимо постоянно отслеживать такие группы, быть готовыми адаптироваться к новым способам ведения библиотечных дел и предлагать все последние новинки подросткам.

Самое главное, что необходимо помнить, обслуживая подростков:

1. Не бойтесь новых технологий.

2. Не падайте духом, когда не все у вас получается.

3. Знайте свою аудиторию.

4. Разумно выбирайте способы донесения информации. Анонсы книг или видео с YouTube могут стать отличными постами на вашей страничке в Facebook, но они бесполезны на вашем сайте, если ваши читатели его вообще не посещают.

5. Своевременные обновления и интересный контент являются решающими. Всевозможные милые штучки и устройства не помогут вам, если никто не читает ваш блог, сайт или обновления на Facebook.

Создание основы

В данной статье я собираюсь обсудить, как правильно предлагать библиотечные услуги молодежи посредством интернета, однако, то же самое может быть применено и к печатным материалам.

Первое, что необходимо сделать библиотекарю, решившему усилить активность по привлечению подростков, – удостовериться в том, что для этого заложена достойная база. Это может быть сайт, разработанный специально для подростков, блог, страничка на Facebook или любой другой подходящий для этих целей ресурс. Основой для вашей работы может стать и сочетание этих ресурсов, но стоит помнить, что любой из них требует регулярного обновления и четкого замысла. Если подросток просматривает страничку вашей библиотеки на Facebook и не видит никаких обновлений в течение недели, вряд ли он будет доволен. Ведь сами подростки постоянно публикуют что-то новое на своих страничках. И хотя библиотекарям совсем необязательно обновлять свою страничку каждую минуту, нам все же стоит быть уверенными в том, что мы используем свои ресурсы по максимуму. Ниже представлены лишь некоторые советы для библиотек, которые хотят не только закрепить свои позиции в интернете, но и улучшить услуги, предоставляемые подросткам.

Facebook

Facebook – отличный вариант для начала. Согласно статистике сайта Insidefacebook.com, на момент 1 января 2010 года 40% пользователей этой социальной сети в США составили молодые люди от 13 до 25 лет (около 38676560 человек). Велики шансы, что и ваши подростки есть на Facebook. Возможно, не все, но достаточное количество, чтобы создать свой аккаунт именно здесь. Страничка на Facebook позволит вам публиковать афиши предстоящих мероприятий, размещать рецензии на книги или найденные видеоролики о них на YouTube, информировать о новых поступлениях со ссылкой на OPAC, отвечать на основные вопросы или запросы книг и, наконец, укрепить свое присутствие в жизни ваших пользователей-подростков. Существует несколько различных вариантов воплощения этого проекта, все зависит от того, чего именно хотят ваши подростки.

1. Создать группу на Facebook. Группа может быть как закрытой, так и открытой. Она поможет вам делиться новостями с участниками группы, проводить обсуждения, публиковать фотографии и афиши грядущих мероприятий. Имеет смысл сделать группу закрытой в том случае, если для ваших подростков или их родителей важен вопрос неприкосновенности частной жизни. Помимо этого, внутри группы могут возникнуть и небольшие подгруппы. К примеру, если у вашей библиотеки есть Молодежный совет, то группа на Facebook может быть отличным местом для обмена идеями и совместной работы с библиотекарями по разработке предстоящих мероприятий без необходимости личной встречи. Однако, единственный недостаток группы это то, что ее обновления не отображаются в новостной ленте, поэтому подросткам приходится каждый раз заходить сюда, чтобы увидеть новые посты.

2. Создать страничку на Facebook. Странички позволяют людям выражать свое мнение о вашем контенте. Этот вариант является постоянно обновляемой рекламой вашей библиотеки. На страничке можно публиковать информацию о мероприятиях, а те, кому понравилась ваша страничка, смогут оставлять комментарии. Разумеется, вы можете публиковать здесь фотографии. Единственный недостаток странички это то, что на ней все пользователи могут оставлять свои комментарии или выражать свое мнение. Страничку нельзя сделать закрытой, как группу.

3. Создать профиль на Facebook. Это то, с чего все начиналось. Именно здесь появился глагол «зафрендить» (от англ. friend «друг»). Создание аккаунта на Facebook позволит вам самому установить степень его открытости. Вы можете скрыть свой аккаунт от тех, кто не является вашим другом, или же скрыть только часть информации. Вы можете создавать списки друзей, которым будут доступны различные объемы вашего контента. Вы сможете отправлять приглашения на мероприятия, публиковать фотографии, видео, ссылки, размещать обновления, которые будут автоматически отображаться в новостной ленте ваших друзей. За исключением, конечно, того случая, когда они отключат показ ваших обновлений на своих страничках. Это прекрасный вариант для библиотекарей, которые стремятся к наиболее интерактивному общению со своими пользователями-подростками.

Библиотечные сайты для подростков

Замечательной идеей также является отдельный раздел на вашем библиотечном сайте, созданный специально для подростков. С его помощью вы сможете:

• Выделить библиотечные ресурсы, предназначенные для подростков, и дать ссылки на них в OPAC.

• Разместить фотографии интерьера вашей библиотеки, чтобы подростки захотели ее посетить.

• Опубликовать ссылки на предварительно проверенные интернет-ресурсы.

• Дать ссылку на аккаунт вашей библиотеки на Facebook или на ваш блог.

• Разместить информацию для родителей о ваших услугах для подростков.

Многие библиотеки пользуются такими программами как Dreamweaver, которые делают процесс редактирования HTML-контента поразительно простым. Если ваша библиотека не располагает IT-отделом, и вам, как библиотекарю, предстоит все делать самому, с подобными программами это не займет у вас много времени. С другой стороны, если вы знакомы с принципами HTML-кодирования или ваша библиотека не может позволить себе приобрести такую программу как Dreamweaver, существует множество достойных ей замен, которые помогут вам в разработке вашего сайта. Ниже приведены лишь некоторые из бесплатных редакторов, которые можно скачать онлайн.

• TextWrangler – базовый текстовый редактор для Mac, который автоматически выделяет ваш код разными цветами для простоты отслеживания работы. Его можно скачать по ссылке www.macupdate.com/info.php/id/11009/textwrangler.

• Бесплатный HTML-редактор от CoffeeCup – это прекрасный выбор для пользователей Windows 7, Vista и XP. CoffeeCup – это полноценная система веб-дизайна. Встроенная FTP-загрузка, мастер работы с таблицами, схемами, шрифтами, более того, поддержка HTML5 и CSS3, 100% надежный кодовый выходной сигнал…» (www.coffeecup.com)

• Бесплатная версия HTML-редактора Komodo Edit подходит для операционных систем Windows, Mac, Linux. Ее можно скачать с сайта www.activestate.com/komodo-edit.

Блоги

Блоги являются прекрасной альтернативой веб-сайтам поскольку они бесплатны, просты в использовании, не требуют знания HTML и, при этом, предлагают вам полноценный простор для творчества. Однако для тех, кто знаком с HTML, такие сайты как Wordpress.com дают возможность вести блог, используя ваш персональный код. Другой аргумент в пользу блога заключается в том, что людям для того, чтобы получить доступ к вашей информации, не требуется вступать ни в какие сообщества, как на Facebook. Это означает, что любому человеку, у которого есть выход в интернет, будет доступно содержание вашего блога. Если, конечно, вы его не скроете. Такие сайты как WordPress позволяют создателю блога при желании скрыть его от всех, кроме небольшой группы пользователей. Помимо этого, здесь есть множество виджетов, которые заполнят большую часть пространства вашего блога. Вот лишь некоторые из полезных и популярных виджетов, доступных во многих блогах:

Подписка в Twitter

Календарь

Подписка на RSS

Поиск

Тегирование

Облако тегов

Комментарии пользователей

Поделиться видео с друзьями

Поделиться фото с друзьями

Смешать, но не взбалтывать

Когда вы создали необходимую базу, настает время креатива. Ведь множество различных программ и ресурсов просты в использовании и бесплатны. Проблема заключается лишь в том, какой именно ресурс выбрать, когда и как лучше его использовать. Далее предлагаются лишь некоторые из идей по модернизации и современной подаче пользователям вашего фонда, пространства и мероприятий.

Современная подача библиотечного фонда

Анонсы книг или, как их принято сейчас называть по аналогии с фильмами, буктрейлеры – отличный способ познакомить пользователей с вашим фондом.

• В зависимости от типа вашей библиотеки вы можете воспользоваться бесплатными веб-приложениями Animoto for Education (http://animoto.com/education) или Animoto for a Cause (http://animoto.com/cause). И тот, и другой даст вам возможность загружать изображения, видео, музыку и сопровождать их текстом для создания динамичного трейлера к книге.

• На YouTube можно найти большое количество уже готовых буктрейлеров. Так, Harper Teen channel и Penguin YoungReader's channel выкладывают буктрейлеры и интервью с авторами. Видео роликом с YouTube легко поделиться на Facebook, в Blogger или Twitter.

• Можно использовать TwitVid (www.twitvid.com) для того, чтобы делиться буктрейлерами в Twitter.

• У бесплатного сайта для обмена и хранения информации 4shared есть секция буктрейлеров. Они разбиты на различные группы по возрастным категориям пользователей.

Своевременное размещение информации об обновлениях коллекции – еще один прекрасный способ напомнить подросткам, что фонд библиотеки постоянно пополняется и изменяется.

• Неплохо было бы завести аккаунт в Shelfari, куда вы сможете добавлять недавно полученные книги. Вы можете сделать виджет на вашем сайте или в блоге, который будет обновляться каждый раз, когда будет меняться содержимое вашей виртуальной «полки» на Shelfari. Обратитесь к Farmington Library's Online Teen Space для того, чтобы выбрать виджет для Shelfari. www.farmingtonlibraries.org/teen.html.

• Наличие Twitter виджета на вашем сайте или в блоге тоже отличное подспорье в обновлении контента без необходимости обновлять коды на вашем сайте. Это поможет вам с легкостью обновлять информацию о новых поступлениях. http://twitter.com/goodies/widgets.

• Используйте цифровые фоторамки для демонстрации анонсов грядущих мероприятий или обложек недавно приобретенных книг. Это своего рода гибрид виртуального и реального пространства.

• Подписки RSS – еще один способ донести до подростков новости о новинках фонда вовремя. Во многих блогах сейчас есть возможность RSS подписки, а многие сайты предоставляют публичным библиотекам услуги RSS-подписки. К примеру, ей оснащена система оповещения о поступлении новых книг от DearReader.com. www.supportlibrary.com/nl/users/templates2/mweb/path5-1.html

• Рекомендации самих читателей также являются значимым моментом в вопросе продвижения вашей коллекции. Списки и облака тегов на вашем сайте или в блоге помогут подросткам найти больше интересующих их книг. У вас есть большое преимущество, если ваш каталог обладает подобными возможностями. Если же нет, то есть множество мест, где можно разместить списки и проставить теги книг для подростков.

• LibraryThing for Libraries предлагает такие дополнительные функции для вашего каталога, как проставление тегов, просмотр тегов, рекомендации книг. www.librarything.com/forlibraries.

• QR-коды также являются отличным способом донести до подростков рекомендации других читателей. Вы можете составить списки книг по схожим авторам или темам и разместить их в Википедии, на вашем сайте или в блоге, а внутрь каждой книги прикрепить QR-код. Если подростку нравится книга, которую он читает, с помощью своего iPhone он может просканировать код и мгновенно получить доступ к вашему списку похожих книг. В интернете сейчас доступны сайты с генераторами бесплатных QR-кодов, к примеру, http://qrcode.kaywa.com.

Современная подача библиотечного пространства

Прекрасная возможность показать ваше библиотечное пространство в выгодном свете – это предложить самим подросткам сделать несколько снимков или видеороликов о молодежной зоне в библиотеке, а затем выложить их на вашем сайте, в блоге или на Facebook. Согласитесь, что фотографии безлюдного интерьера выглядят негостеприимно и непривлекательно. Если у вас несколько разных зон, к примеру, для спокойного чтения, компьютерный зал, комната Wii и других видеоигр, то обязательно сделайте фото каждой из них, тем самым показав, что здесь найдется место на любой вкус. Ведь вы же хотите, чтобы эти фотографии привлекли как можно больше подростков. И помните, что сам библиотекарь является значимой частью молодежного пространства; сфотографируйте библиотекаря, общающегося с подростками.

Сделанные снимки вы сможете с легкостью разместить в вашем блоге или на Facebook. Кроме того, существуют еще различные бесплатные фоторедакторы, если вы захотите внести некоторые корректировки в ваши снимки, перед публикацией.

• Picnik: www.picnik.com

• Picasa для Mac от Google: http://picasa.google.com/intl/ru/

• Picasa для ПК от Google: http://picasa.google.com/index.html

• GIMP: www.gimp.org

Современная подача библиотечных мероприятий

Безусловно, лучшим способом привлечь внимание подростков к вашим мероприятиям и программам – спросить у них чего бы им самим хотелось. Однако этого будет недостаточно в том случае, если вы стремитесь заинтересовать не только тех, кто предложит вам свои идеи, но и других молодых людей. Ниже предложены некоторые возможности использования современных технологий для раскрутки ваших программ.

Анонсируйте мероприятия через Facebook. Организовать какое-либо событие и разослать приглашения хотя бы за неделю до него всем вашим друзьям – это отличный способ оповестить сразу большое количество подростков.

• Поддерживайте процесс отслеживания статуса вашего события на Facebook. Это прекрасная возможность напоминать подросткам о приближении того или иного мероприятия.

• Обновляйте ваш сайт. Если у вас есть отдельный раздел для подростков, то разместите в нем информацию обо всех грядущих событиях.

• Вы можете поместить ваши мероприятия в календарь Google Calendar, и они будут доступны многим, не только посетителям вашего сайта. Более подробно об этом можно узнать здесь: http://support.google.com/calendar/bin/answer.py?hl=en&answer=1186917

• Установите виждет Twitter в вашем блоге или на вашем сайте. Публикуйте информацию о ближайших мероприятиях в Twitter и тогда эта информация будет автоматически обновляться на сайте или в блоге.

• Используйте цифровые фоторамки повсюду в библиотеке для размещения на них афиш мероприятий.

Что-то из выше изложенного я сама использую в своей работе, что-то нет. Ведь то, что прекрасно работает в одной публичной или школьной библиотеке, необязательно сработает в другой. Но в одном можно быть уверенным: вы должны знать ваших подростков (каждого из них) и осознавать, что различные их группы требуют различных методов привлечения их внимания. И еще, какой бы метод(ы) вы не выбрали, вы должны быть уверены в том, что используете его (их) в полной мере и со знанием дела.

Перевод выполнен М.В. Петровой,
специалистом Отдела международных проектов РГБМ

© Российская государственная библиотека для молодёжи, 2008–18